Бельская ИИсходя из превалирующего в последнее время широкого понимания экологических конфликтов, к ним могут быть отнесены как отдельные частно-правовые конфликты, связанные с использованием объектов природного происхождения, окружающей среды, так и международные политические конфликты за отдельные природные территории и объекты окружающей среды. Особенно значимыми являются негативные последствия экологических конфликтов, которые могут представлять собой усугубление экологических проблем, ограничение природопользования не только человеком, но и обществом в целом, кризисы экономики и иные цивилизационные угрозы.

К понятию «экологический конфликт» сегодня относят практически все социальные конфликты, затрагивающие любую из форм окружающей среды, включая природную среду и жизненное пространство человека. Сегодня это протесты против загрязнения воздуха и вырубки лесов, против точечной застройки в городах, создания промышленных, сельскохозяйственных и инфраструктурных объектов, застройки лесных и прибрежных территорий, заповедников и памятников культуры и др.[1]

Проблемами природоохранной деятельности и управления экологическими конфликтами в настоящее время активно занимается ООН. Разрабатываются меры по предотвращению конфликтности и методологические подходы к разработке мер по урегулированию конфликтов с повышенной эскалацией. В международных подходах особое внимание уделяется переговорно-ориентированным методам, где значительное место отводится диалогу между участниками конфликтов и посредничеству в таком взаимодействии.

Исходя из современной международной практики, имеющей вектор на развитие переговорно-ориентированных подходов в разрешении экологических конфликтов, а также с учетом возможностей законодательного регулирования в Республике Беларусь в области медиации, как одного из видов посредничества, представляется актуальным применение медиации и ее инструментов в урегулировании экологических конфликтов, имеющих место в Беларуси, то есть ‒ экологической медиации.

Экологическая медиация также может приносить дополнительный эффект при исполнении международных обязательств, которые устанавливает для Беларуси Орхусская конвенция. В качестве основных принципов она нацеливает государственные органы Сторон на ряд специфических функций, реализация которых важна в неконфликтном мирном формате. Этим функциям может способствовать применение медиации и медиативных инструментов. Причем в одних случаях их использование может оказаться полезным для их совершенствования, оптимизации, иметь опосредованное влияние на выполнение задач, которые ставятся перед государствами – участниками Орхусской конвенции, в том числе с целью профилактики экологических конфликтов; в других случаях медиация может использоваться в качестве технологии урегулирования уже возникших споров и разногласий сторон экологических отношений, что также служит реализации принципов этой конвенции.

Участие медиаторов в процессе взаимодействия государственных органов и общественности на этапах информирования, мнений, обсуждения, принятия решения позволит организовать наиболее эффективным образом переговорный процесс с использованием инструментов медиации для своевременного реагирования на разногласия и создание условий для принятия решений, которые будут исполняться, а не оспариваться в дальнейшем, в том числе в суде.

Поскольку медиация является эффективным, доступным и малозатратным способом урегулирования спора, то она может расцениваться как дополнительная к судебному порядку возможность реализации различных принципов и задач Орхусской конвенции, в том числе в части доступа к правосудию или применения адекватных и эффективных средств правовой защиты.

При поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» (далее – Союз юристов) и Орхусского центра Союза юристов, созданного в 2017 году на основе Соглашения о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Союзом юристов, с целью содействия эффективному осуществлению положений Орхусской Конвенции, в рамках реализации Проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне»», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, разработана новая для Беларуси модель медиации, основанная на действующем законодательстве в сфере медиации и процессуальном законодательстве Республики Беларусь.

В основу модели экологической медиации положен Закон Республики Беларусь «О медиации», который является рамочным для всех видов медиации. Модель обоснована 10-летним опытом применения медиации по социально значимым конфликтам, судебным и внесудебным спорам в инвестиционной сфере, хозяйственной и предпринимательской деятельности, в области строительства, навыков работы медиаторов с групповыми конфликтами, включая дела уголовного характера, на базе Центра «Медиация и право», созданного в 2010 году Союзом юристов для развития внесудебной медиации в Республике Беларусь.

Экологическая медиация ‒ это своеобразный микс отработанных подходов, техник и технологий медиации, особенная форма работы медиаторов в особо сложных групповых многосторонних конфликтах социальной значимости.

На сайте Орхусского центра Союза юристов представлены «Общие рекомендации по применению экологической медиации для разрешения экологических конфликтов (споров) и их предупреждения при работе государственных органов и иных организаций с представителями общественности», разработанные председателем Совета, медиатором, тренером тренеров УПУ «Центр «Медиация и право», управляющим партнером Центра управления бизнес-конфликтом МОСТ, кандидатом юридических наук, доцентом И.А.Бельской (далее – Общие рекомендации экологической медиации).

Общие рекомендации экологической медиации описывают основные характеристики экологических споров (конфликтов, разногласий сторон), подлежащих экологической медиации, и критерии медиабельности случая, который целесообразно передать в медиацию или организовать переговоры на ее принципах. Выделяется правовое положение (правовой статус) участников правоотношений, связанных с реализацией Орхусской конвенции, применительно к статусу участников медиации и связанные с этим особенности.

В документе подробно, основываясь на анализе существующего правового регулирования, прописываются два формата алгоритмов экологической медиации:

1.    для разрешения экологических конфликтов с целью снизить социальную напряженность, урегулировать экологический конфликт (спор) мирным образом с учетом потребностей каждой из сторон экологического конфликта, реализовать проект, влияющий на окружающую среду с учетом интересов всех, кого он затрагивает;

2.    для профилактики экологических конфликтов путем участия медиаторов в общественных обсуждениях с целью обеспечить эффективное, конструктивное и мирное обсуждение с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Разработки содержат также подробный анализ разнокачественных возможных последствий применения экологической медиации, как в сравнении с судебной защитой прав, так и непосредственно правовых последствий достигнутых медиативных соглашений, исполнения выработанных решений по экологическим конфликтам.

В Общих рекомендациях экологической медиации важное значение отводится анализу социальных последствий применения экологической медиации с точки зрения снижения конфликтного напряжения в обществе и развития экономики, а также ее значения для эффективности выполнения Республикой Беларусь положений Орхусской конвенции.

Экологическая медиация – это, по сути, особенная диалого ориентированная форма работы, управление экологическим конфликтом для нашего будущего. Для того, чтобы она эффективно заработала и была интегрирована в законодательство Республики Беларусь, необходимо отработать предложенную модель в рамках пилотных проектов, подготовить специализирующихся в этой особенной области правоотношений медиаторов. Вместе с тем в Беларуси уже есть для этого необходимые ресурсы, как ученых, опытных медиаторов (УПУ «Центр «Медиация и право»), так и несколько площадок Орхусских центров, включая учрежденный Союзом юристов.

[1] 10 градостроительных конфликтов, в которых жители Минска победили «уплотнителей» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.moyby.com/news/189585/ Дата доступ 20.03. 2020.

Когда закончатся градостроительные конфликты Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.sb.by/articles/kogda-zakonchatsya-gradostroitelnye-konflikty.html Дата доступ 20.03. 2020

Бельская И. А.Председатель Совета, медиатор, тренер тренеров,УПУ «Центр «Медиация и право»,управляющий партнер Центра управления бизнес-конфликтом МОСТ,кандидат юридических наук, доцент.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь. 

При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!